Мерчандайзинг

Самообслуживание в точках розничной реализации товаров с каждым годом приобретает всё большую распространённость. Первые такие магазины появились на отечественном рынке не так уж давно. Теперь самообслуживание доступно потребителям не только в сфере реализации продуктов питания. Подобная тенденция породила развитие новой отрасли — мерчандайзинга.

Что такое «мерчандайзинг» и с чем его едят?

Мерчандайзинг — это маркетинг продаж. Иными словами, это система приёмов, навыков и инструментов, способных повысить количественные показатели реализации товаров за счёт грамотного распределения продукции, планирования магазина и создания иных условий для клиентов.

Главным образом, развитие мерчандайзинга позволяет владельцу торговой точки правильно реализовывать стратегию развития торговли, получая максимально возможную прибыль.

Продаём товары: завтра будет больше, чем вчера

Основной целью мерчандайзинга была и остаётся потребительская активность. Чем больше покупает клиент, тем выше значения чека на кассе. Соответственно, растёт и товарооборот. В крупных маркетах мерчандайзинг представляет собой целую выстроенную систему по развитию продаж и «популяризации» определённых категорий товаров.

Однако несмотря на то, что, главным образом, это единственная задача, для которой нужен мерчандайзинг, подобный эффект достигается за счёт использования целого ряда инструментов. Ведь успешные продажи товаров начинаются ещё до открытия магазина — планирование торговой площади.

После распределения всех отделов, специалисты приступают к наполнению полок соответствующей продукцией, располагая товары максимально эффективно с точки зрения продаж. Важнейшую роль играет и оформление товара, стеллажей, музыкальное сопровождение, наличие и своевременное обновление ценников и т.д.

Как продавать эффективно?

Главную роль играет человек, занимающийся данным ремеслом. Зачастую магазины не нанимают профессиональных маркетологов, специалистов мерчандайзинга, а используют своих же продавцов-консультантов, которые совершают ряд ошибок и снижают эффективность продаж.

В подобном случае экономия на аутсорсинге не окупается, а наоборот, приносит потенциальный убыток, которого можно было избежать.

Для этого некоторые крупнейшие мировые бренды реализуют свою продукцию дистрибьюторам исключительно при соблюдении ряда требований, связанных с продажей их продукции в магазинах, а именно: чёткое описание места, на котором должен располагаться товар, процентное соотношение товара к остальным фирмам-производителям. Всего существует порядка 50 требований, которые могут выдвинуть производители своему дистрибьютору.

Итоги

Каждый раз, когда очередной клиент пересекает вход магазина, он попадает в мир мнимой свободы, свободы выбора, свободы покупок. В подобных условиях влиять на покупателя напрямую нет никакой возможности, а значит, нужно находить и грамотно использовать средства маркетинга, в данном случае мерчандайзинга.

Правильный подход, выбор специалистов, и постоянный контроль — вот залог успеха, продвижения магазина и постоянного увеличения средней суммы чека.